Что такое креативное мышление и как обеспечить его формирование

Технология развития креативного мышления

Высокий
интеллект не является залогом креативности. Ученые Дж.Гилфорд, а также
Э.Торренс, в процессе исследования, в котором проводилась выборка из 140 тыс.
человек для выявления креативности, установили, что уровень интеллекта
показывающий наиболее высокие показатели, был чуть выше среднего. Одним из
главных критериев высоких показателей — это большой кругозор и
разнонаправленный тип мышления.

Для своих опытов они создали понятие «коэффициент креативности» (Cr), по аналогии с коэффициентом интеллекта (IQ). Приведем несколько примеров из тестов, которые могут оценить способность мозга к нестандартному мышлению.

Тест 1 «Дорисуй картину»

Дается 10 произвольных фигур. Необходимо в течении 10 минут их дорисовать. Чем оригинальнее и необычнее будет результат, тем выше способность нестандартного мышления.

Тест 2 «Нарисуй фигуру»

Дается фигура из цветной бумаги в форме яйца (цвет выбираете сами). Нужно дорисовать ее по вашему желанию. Разрешено добавлять любые детали, используя свою фантазию. После окончания необходимо назвать свой рисунок.

Тест 3
«Линии, следующие друг за другом»

Тестируемому дается рисунок из 30 пар вертикальных линий. Необходимо для каждой пары создать уникальный рисунок.

Оценка результатов и ключи к тестам

Оценка
проводиться по 5 параметрам: «разработанность», «оригинальность»
«абстрактность названий», «беглость» и последним идет «сопротивление
замыканию».

«Оригинальность»
— самый важный
критерий при оценке. Чем более оригинальны получившиеся рисунки, тем более
нешаблонно мышление испытуемого. Этот показатель подсчитывается по всем 3
тестам. Имеются определенные правила в подсчете:

  • «обычные рисунки» оцениваются в 0 баллов, наиболее креативные — 1;
  • оценка дается только за сам рисунок, название при этом исключается;
  • общий результат за оригинальность — это сумма баллов за все рисунки.

Беглость — такой параметр используется для
оценки того, насколько человек способен быть продуктивным. Используется в
оценке тестов 2 и 3. Оценка дается по следующим правилам:

  • сколько тестируемый нарисовал рисунков;
  • сколько из них имеют достаточную степень адекватности (неадекватные рисунки исключаются из дальнейшей оценки и подсчетов).

«Абстрактность
названия» — умение вычленить главное, понять суть проблемы. Оценка дается
за результаты теста (баллы от 0 до 3):

0 — самые
простые названия, обычно они состоят из одного слова («банан», «река» и т.д.);

1 — описание
простыми словами самой картинки или того, что персонаж делает («Чижик», «Кот
пьет молоко»).

2 —
название образа, пробуждающие фантазию и рождающие образы («разбойник ветер»,
«задумчивая русалка» и т.д.);

3 —
интересные философские названия («мое настроение», «зачем гулять там, где дует
ветер»).

Оценивается только по результатам второго теста (от 0 до 2 баллов).

0 —
соединение линий было самым простым (использовались только прямые или косые
линии);

1 —
решение более оригинальное (лучше, чем получившаяся замкнутая фигура);

2 —
сложное замыкание фигуры, либо она не замыкается вообще, оставаясь открытой на
всем рисунке.

«Разработанность»
— насколько тестируемый умеет дорабатывать созданные идеи. Оценка дается по
всем трем тестам.

1 балл —
за существенную деталь, дорисованную к исходной фигуре. Например, у цветка есть
лепестки. Тестируемый нарисовал их 5 штук, начисляем за эту деталь один балл.

2 балла — за каждый набор дополнительных объектов от исходного. Например, нарисовано не одно облако, а несколько (за них начисляем 2 балла). 3 балла — при повторяющихся объектах, если в них дорисованы дополнительные детали, прибавляем еще баллы.

Подсчет
баллов

Выполнив все условия проведения тестов, баллы суммируются по оценочным критериям, а затем результат делиться на 5 и выводиться конечный результат:

  • от 30 баллов — результат неудовлетворительный;
  • до 39 — результат считается ниже установленной нормы;
  • от 40 до 60 — нормальный уровень;
  • от 66 до 70 — чуть выше нормального показателя;
  • набранных баллов больше 70 — отличный результат.

Такое практическое руководство (наглядные тесты) дает возможность очень хорошо оценить уровень способности к решению сложных, нестандартных задач, понять насколько человек способен к креативности.

Упражнения и способы повысить креативность

Стив Джобс говорил, что креативность является ничем иным как нахождением связей между различными вещами. Именно поэтому, считал он, на вопрос: как же вы это придумали? – многие люди затрудняются с ответом, ведь они просто заметили эту связь.

Все упражнения для развития креативного мышления направлены на то, чтобы человек учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен них строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему.

Существует несколько наиболее действенных способов развития креативности:

Нужно взять любую книгу, а еще лучше словарь, и случайным образом выбрать два слова. А затем следует поразмышлять, что есть общего между этими словами. Причем отговорка – да совсем ничего – не принимается. Связь можно найти везде. И чем необычнее она и невероятнее, тем лучше.
Второй способ развития мышления связан с проектированием. Попросите знакомого придумать 10 любых слов существительных. Запишите их. Эти слова являются обязательными условиями, которые должны быть выполнены при проектировании дома

Важно не умение чертить или рисовать. Важно придумать, как воплотить в архитектуре и дизайне совершенно любые слова, например, курица или ботинок.
Еще один эффективный способ настроен на развитие ассоциативного мышления. Выбрав любой предмет в своем окружении, придумайте ему 5 подходящих эпитетов или просто прилагательных – это довольно легко

Однако после первой части задания, следует придумать столько же абсолютно не подходящих ассоциаций к этой же вещи.
Отлично развивается креативность и творческое мышление рисование. Однако есть одна особенность – предварительно на бумаге нарисуйте много одинаковых крестиков, кружочков, да даже обычных каракуль (главное, одинаковых). А затем каждую из них превратите в какой-нибудь отдельный осмысленный рисунок.
Также развивает умение выкручиваться из различных ситуаций следующий способ. На протяжении часа, что бы вы ни делали и где бы не находились, отвечайте на все вопросы либо утвердительно, либо отрицательно. При этом окружающие не должны заподозрить, что у вас какие-то проблемы. Поведение должно быть естественным и как можно более обыденным.

Выбрав любой предмет в своем окружении, придумайте ему 5 подходящих эпитетов или просто прилагательных – это довольно легко. Однако после первой части задания, следует придумать столько же абсолютно не подходящих ассоциаций к этой же вещи.
Отлично развивается креативность и творческое мышление рисование. Однако есть одна особенность – предварительно на бумаге нарисуйте много одинаковых крестиков, кружочков, да даже обычных каракуль (главное, одинаковых). А затем каждую из них превратите в какой-нибудь отдельный осмысленный рисунок.
Также развивает умение выкручиваться из различных ситуаций следующий способ. На протяжении часа, что бы вы ни делали и где бы не находились, отвечайте на все вопросы либо утвердительно, либо отрицательно. При этом окружающие не должны заподозрить, что у вас какие-то проблемы. Поведение должно быть естественным и как можно более обыденным.

Используя эти интересные упражнения, вместе с повседневными поисками чего-то нового вы быстро и эффективно сможете добиться развития креативного мышления. А наш ресурс BrainApps поможет в этом с помощью различных тестов и игр.

Тесты на творческое мышление

Конечно, когда вы поняли, как полезно быть креативным человеком, вы захотите узнать, насколько творческое мышление развито у вас. Поэтому ниже даю вам перечень тестов, которые помогут диагностировать уровень креативности.

  1. “Тест Торренса”. Это один из лучших тестов, которые измеряют креативное мышление. Вам нужно ответить на вопросы, не долго задумываясь об ответах, тогда вы получите правдивые результаты. Это вербальный тест, но эта методика имеет еще и образную часть, где следует дорисовать линии по своему усмотрению. Такая методика проводится специалистом.
  2. “Тест на креативность”. Ответив на 20 вопросов, вы поймете, умеете ли вы мыслить креативно, творчески. Тест не научный, но с помощью него можно понять себя.
  3. “Диагностика креативности Е. Туник”. Вам следует ответить на 50 вопросов, помогающих понять себя. После прохождения теста ваши результаты будут разделены на 4 подкатегории: склонность к риску, воображение, любознательность, сложность.
  4. “Тест дивергентного (творческого) мышления” Вильямса. Это очень показательный тест, по которому можно определить уровень креативности как ребенка, так и взрослого. По инструкции следует дорисовать 12 изображений, и результаты оцениваются по нескольким критериям. Лучше этот тест проходить со специалистом.

Тест Торренса

Один из самых популярных инструментов диагностики для определения уровня творческого мышления — тест Торренса. Настоятельно не рекомендуется проводить его самостоятельно. Это специфический инструмент психодиагностики, требующий профессионального подхода, особенно — при интерпретации результатов. Поэтому лучше обратиться за помощью к профильному специалисту. Представленная ниже разработка дана исключительно для ознакомительных целей.

Полное название: «Тест творческого мышления П. Торренса».

Диагностируемый возраст: дошкольный, 6-7 лет. Есть более усложнённые варианты теста, который можно проводить в период 8-20 лет.

Основная задача: определить уровень креативности.

Условия проведения теста:

  1. Нельзя изменять в тесте ни одного слова, дополнять или убирать какие-либо картинки.
  2. В точности соблюдать лимит времени, отведённый на выполнение заданий, — не более 45 минут, включая объяснения и чтение инструкций.
  3. Перед проведением теста нужно создать спокойную, благоприятную атмосферу.
  4. Среди дошкольников тест проводится в индивидуальном порядке.
  5. Взрослые должны подробно разъяснить детям все непонятные моменты.

Картинки к тесту:

Вербальное мышление

Изобразительное творческое мышление

Словесно-звуковое творческое мышление

Интерпретация результатов

Каждое задание оценивается по следующим критериям:

Результаты теста обрабатываются исключительно профессиональным психологом, прошедшим специальную подготовку. На их основе делается вывод об общем уровне развития творческого мышления у ребёнка, а также о степени сформированности вербального, изобразительного и словесно-звукового его подвидов.

Что мешает развить креативность

Рынок пресыщен предложениями и интересными персонажами. Сейчас развивается тренд на естественность и некую обыденность. Но это то же умение выделиться, только под другим углом. 

Компания по установке пластиковых окон «Окна», парикмахерская «Мария», блогер «Настя» не соберут большую аудиторию, если за ними не стоит необычная и интересная история. 

Продумывание этой истории, создание неизбитого сюжета, захватывающие повороты — все это требует умения мыслить креативно.

Совет. Развивать креативность мышления можно начинать с любого возраста. Конечно, детям ее нужно не развивать, а направлять и поддерживать. Но даже людям преклонного возраста под силу освоить этот навык. Просто нужно чуть больше упорства. Сила воли и регулярное выполнение тренировок — вот главные составляющие развития креативности.

Креативность в бизнесе

Креативное мышление в бизнесе необходимо
для:

  • реализации новых оригинальных идей;
  • расширения сознания, выхода за пределы
    обыденного;
  • развития, масштабирования, совершенствования
    собственного дела;
  • успешной борьбы с конкурентами.

Существует несколько техник, которым можно
обучиться вместе со своими коллегами. 

Метод мозгового штурма

Метод Мозгового штурма позволяет оперативно решить проблему
путем коллективной генерации идей и ее решений.

Создается группа, в состав которой входят сотрудники,
генерирующие идеи, и эксперты, оценивающие их.

Идеи принимают абсолютно все, включая самые абсурдные. Чем
их больше, тем выше шансы на нахождение среди них стоящих.

Далее все идеи оцениваются экспертами, выбираются из них
наиболее подходящие.

Ежедневные идеи   

Придумывайте ежедневно не менее десяти идей. Они могут быть
различной тематики и не отличаться оригинальностью, но способствуют раскрытию
творческого потенциала и развитию мозговой деятельности. Записывайте их и в
дальнейшем будете удивлены, насколько слабые и безжизненные были первые
зафиксированные на бумаге мысли.

Креативность Уолта Диснея 

Данная тактика привела известного мультипликатора к
известности и успеху.

Он все ситуации рассматривал с точки зрения различных групп
людей мечтателей, реалистов, строгих критиков. 

Представьте, что вы собираетесь заняться продажей нового
товара и необходимо продумать реакцию целевой аудитории. Используя внутреннего
мечтателя, рисуется идеальная картина задуманного. Конструктивные мысли
реалиста необходимы для выявления возможных рисков, перспектив. Критик все
подвергает сомнению.

Такой подход позволяет лучше предусмотреть развитие событий,
продумать детальный план действий.   

Главное, постоянно развиваться, и через некоторое время вы
почувствуете, что больше не мыслите шаблонами, не боитесь чужого мнения, полны
креативных идей, выходите победителем из сложных ситуаций, приобретаете
уверенность в себе и становитесь успешным.

votes

Рейтинг статьи

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает (а жизнь не опровергает), что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;

  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;

  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

Стереотипы в мышлении

С накоплением жизненного опыта формируются определенные установки, вырабатываются схемы принятия решений в различных ситуациях. Со временем они все больше укрепляются в сознании, становятся привычными. Человек начинает мыслить и выполнять действия по шаблону, автоматически, затрачивая при этом минимум усилий.

Это позволяет действовать быстро, однако, зачастую является серьезной помехой для того, чтобы разглядеть более эффективные варианты принятия решений, изобрести новые способы выполнения хорошо известных задач. Таким образом, человек ограничивает себя своими же стереотипами мышления, не может увидеть новых открывающихся перед ним горизонтов.

Как качать креатив?

1. Путешествия полезны, потому что помогают расширять кругозор, узнавать новое, получать нестандартный взгляд на привычные вещи из-за особенностей менталитета других стран, их культур и традиций.

2. Художественная литература. Важный инструмент креативных людей. Я читаю много художественной литературы. Каждый день нахожу время, чтобы прочесть хотя бы несколько глав. Считаю, что чтение — это вообще один из важнейших «тренажеров» для мозга и гибкости мышления. Любимые книги и авторы — “Старик и море” Хемингуэй, всё Ремарка, “Убить пересмешника” Харпер Ли, “Волхв” Джон Фаулз, Алексей Толстой, Виктор Пелевин, Людмила Улицкая.

3. Общение с детьми. Дети — это самые искренние и плодотворные креативщики. Они не ограничены тоннами знаний и рефлексий, они не боятся критики или осуждения, они максимально свободны в своём творческом порыве. Спросите у ребенка, как бы он решил задачу, с которой никак не получается справится и вы можете обнаружить удивительные решения. Участие в увлекательной детской игре может прокачать креативность ничуть не менее эффективно, чем все изобретенные научные механики. 

4. Изучение иностранных языков. В развитии креативности мне помогло изучение языков, особенно восточных. Они кардинально отличаются от западных, поэтому меняют мышление. 

5. Новый угол зрения. Делайте привычные вещи по-другому и гибкость мышления скажет вам “спасибо”. Новые привычки — это просто. Например, можно менять каждую неделю привычный маршрут на работу или менять сторону кровати, начинать день с разной музыки, устраивать себе “день туриста” в родном городе. 

6. Lifelong learning. Привычка учиться — привычка успешных людей. Причем обучение может никак не быть связано непосредственно с творчеством (например аналитика данных или курс по python), но получение любых новых, структурирование и актуализация имеющихся отлично качает твою креативную мышцу.

7. Рутина. В любой работе есть место креативному подходу к задачам, даже самым рутинным и, казалось бы, совсем не творческим. Начинайте выполнять список дел с самых скучных , но обязательных и придумайте максимально креативный подход к их выполнению.

8. Нетворкинг. Общение с интересными людьми, специалистами других отраслей освежает взгляд и делает мышление более гибким, вдохновляет, позволяет посмотреть на привычные вещи по-новому. Я верю в силу живого общения.

9. Насмотренность. В каждой профессии свои способы искать вдохновение для новых идей: фотографы смотрят работы коллег и сохраняют идеи в pinterest, рекламщики — новые ролики на ютубе, архитекторы путешествуют, чтобы увидеть новые здания, журналисты читают репортажи на The New York Times. Процесс сбора и анализа реализованных идей напрямую влияет на креативность.

10. Методики выработки идей. Не нужно ждать вдохновения, чтобы придумывать. Креативные методики помогут всесторонне изучить проблему, ускорить процесс генерации идеи, найти множество решений и снять психологические блоки. Мы в школе учим студентов самым разным механикам креативного мышления. 

24-27 апреля в школе MACS уже во второй раз пройдет интенсив «Креатив в digital», который учит придумывать идеи так, как это делают обладатели «Каннских львов» с верхних строчек Tagline. Куратор интенсива — Владилен Ситников, Chief Creative Officer, POSSIBLE Group Moscow Founder, Hungry Boys. Записывайся сейчас. 

Развитие креативного мышления на уроках

Математика
— один из сложных предметов для изучения школьниками. Одним она дается легко, а
для других представляет определенные сложности. Для развития интереса к
изучаемому предмету учителю нужен не только индивидуальный подход к каждому
ученику, но и решить ряд определенных задач:

  • привить интерес к урокам математики;
  • улучшить навык исследовательской работы;
  • развить логическое и пространственное мышление;
  • ученик должен уметь эффективно усваивать новую информацию;
  • работать со справочной литературой и иными источниками информации.

Это лишь
часть задач, которые стоят перед каждым педагогом. При возникновении проблемных
ситуаций использовать следующие приемы:

  • решение задач несколькими способами;
  • самостоятельный поиск интересных задач и решений;
  • создание собственных задач на логику и нестандартное мышление.

Все эти
приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником. Вызывают
интерес к поставленным задачам.

Для
привития интереса к предмету лучше всего начинать обучение в игровой форме:
через загадку, интересную математическую историю (постановка проблемы), которые
приведут к решению задания. Учитель здесь выступает в роли ментора, который
ставит проблему (загадку), а ученик, как молодой ученый, ищет решение.

Приводим примеры подобных заданий (для учащихся 5 — 6 кл.):

1. Расставьте знаки между цифрами 7, 8 так, чтобы в
результате получить число в интервале от 7 и до 8.

Ответ: 7+7:8

2. Два автомобиля двигаются навстречу друг другу со средней
скоростью (в км/ч): первый равен 20% от 270, а второй — периметру
прямоугольника со сторонами 21 и 10. Сейчас расстояние (в км) между ними равно
объему прямоугольного параллелепипеда с ребрами 4, 3 и 29. Сколько часов
пройдет до их встречи?

Ответ: через 3 часа à 4 * 3 * 29 : ( 270 : 100 * 20 + (21 + 10) * 2)

3. Используя цифры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (в данном порядке) и
знаки действий, попробуйте получить в результате число 100.

Ответ:  1 вариант: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 * 9 =100

             2 вариант: 1 + 2 + 3 + 5 + 4 * 6 + 7 * 8 + 9 =100  и т.д.

Главным принципом всех заданий должна быть открытость (подразумевающая несколько вариантов решений). Хорошо, если задания будут максимально приближены к бытовым жизненным ситуациям. Такие задания кроме развития креативности будут развивать навыки практичности, умение принимать управленческие решения.

Что такое творческое мышление

Творческое мышление — это разновидность мышления, позволяющая создавать качественно новый продукт или принимать оригинальные решения. Творческое мышление связано со способностью человека видеть мир немного по другому, различать возможности и перспективы там, где другие бы ничего не заметили.

Важным компонентом творческого мышления является воображение — умение фантазировать, придумывать. Также значительную роль играет и образное мышление – умение визуализировать свои мысли, чувства, эмоции.

Психология творческого мышления несколько отличается от привычного восприятия реальности. Там, где обычные люди видят облака, кто-то обнаружит «белогривых лошадок». Но именно благодаря этим «чудакам» в нашем мире появляются очередные Мона Лиза и Евгений Онегин, на смену пирамидам приходит Эйфелева башня, а космические корабли начинают бороздить просторы Вселенной.

Природа творческого мышления досконально не изучена. Возможно, эти способности закладываются еще на генетическом уровне и передаются от предков. Нельзя отрицать и влияния информационного поля нашей планеты. Вполне вероятно мозг человека построен по принципу радиоприемника, улавливая определенную частоту сигналов из космоса. В данном случае психология творческого мышления плавно перетекает в эзотерику, открывая духовную сферу человека.

Как бы там ни было, творческое мышление можно развивать и усиливать. Об этом и поговорим далее.

Упражнения на развитие креативного мышления

Чтобы
развить креативное мышление, задание должно иметь несколько вариантов решения,
а также предполагать элементы творчества (свободы в выборе и принятии решений).

Приведем несколько заданий:

«Цепочки из ассоциаций» — одно из
самых интересных упражнений для развития креативности. Его используют на
актерских факультетах театральных училищ.

Суть этого задания сводиться к следующему: выбираются два случайных слова (лучше, если это будет существительное). Ребенку необходимо составить историю, в начале которого было бы первое слово в цепочке, а заканчивалась бы она предложенным последним словом. Для более чистого упражнения слова выбираются у других учеников.

В цепочке
может быть использовано столько «слов-связок», сколько необходимо. Начинать
лучше с двух-трех.

Например, будем использовать следующие открытые слова-связки: «собака», «деревня», «кресло».

«Семья
часто уезжала в деревню. Собаку брали с собой. Она любила бегать по деревенским
лугам, но скучала по городу. Вернувшись в городскую квартиру, собака часами
лежала в своем любимом кресле.»

Программа развития творческих способностей может включить и это упражнение «Создай загадку». Суть его проста. Необходимо при помощи вопросов найти одинаковые предметы, а затем составить из них загадку. Вот предположительный перечень вопросов:

Какие
предметы или живые существа действуют одинаково?

У
предметов есть похожие признаки?

Пытаться
угадать, что это за объект? Определить его в нескольких сравнениях (зеленый,
круглый, мягкий и т.д.).

Упражнение
«Новое свойство старого предмета»
— одно из самых любимых студентами театральных вузов (на развитие воображения и
креативности).

Ведущий называет какое-нибудь слово, а другим игрокам по очереди необходимо придумать разное применение одному и тому же предмету. Кто назвал больше всего применений (пусть и не совсем правдоподобных), тот и самый креативный.

В качестве примера возьмем «стакан»:

  • слушать, что твориться за стеной;
  • играть. как на музыкальном инструменте;
  • раскатывать тесто;
  • использовать при рисовании(обводить стакан);
  • применение в качестве формы(делать круг из теста под пельмени);
  • использовать, как подставку, чтобы что-нибудь достать и т.д.

Таким образом развивается фантазия, образное мышление, нестандартный подход к решению различных задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector